В прокате Израиля
  • Место в раю
  • Операция "Копьё"
  • Вифлеем
  • Молодость
  • Кто боится серого волка?
  • Водопроводчик
  • Охота на слонов
  • Чудеса
  • Ложь во спасение
  • Путешествие Игоря и журавлей
  • Бананы
  • Городская легенда
  • Рок в касбе
  • Последние стражи
  • Не в Тель Авиве
  • Баллада плачущей весны
  • Заполнить пустоту
  • Пять разбитых камер
  • Реставрация
  • Бешенство
  • Проникновение поодиночке
  • Путешествие начальника отдела кадров
  • Внутренняя грамматика

  • Подписаться на новости сайта



    Rambler's Top100

    Весь русский КИНО-интернет.


     21491874 

    Тексты

      Виртуальное интервью о кино в Израиле. 09-03-05
    Недавно мне передали, что меня ищут. Оказалось, искал меня член клуба фотографов, с интересным предложением. Сергей Фридман, заканчивает кино-факультет Тель Авивского универа, оператор, предложил мне написать совместную статью про кино в израиле.

    Мы решили построить виртуальное интервью, то есть я посылаю вопросы, а Сергей ответы. Получилось интересно, но конечно послушать его рассказы и посмотреть фильмы вживую намного интереснее. Что я и сделал в конце, заглянув в универ...


    К: Многие русские израильтяне считают что израильское кино находится если не на мертвой точке, то по крайней мере, на дохлой. Расскажи немного о том, с чего живут люди, которые посвящают себя киноискусству.

    Сергей: Да, на мой взгляд, многие «русские» последней волны репатриации уверены, что «кина» в Израиле нет. А раз нет, то и интересоваться нечем. Это мнение, скажем так, несколько неверно. Израильское кино существует – проблема, что также, как и «русские», многие израильтяне-«кактусы» мало знают об этом искусстве в нашей стране. Да к тому же, наша репатриация пришлась на период кризиса израильского синематографа, а за незнанием другого периода, не замечаем того, что кризис – дело преходящее.

    Хотя если покопаться в памяти, то всплывают такие имена, как, например, Владимир Фридман, который уже давно, кроме того, что неплохой бард, проходит по «статье», как хороший киноактер. Могут вспомнить и Исраэля Сашу Демидова, а там и Эвелину Каплун, жену режиссера Арика Каплуна... А всю эту «гвардию», скорее всего видели в «Друзьях Яны». А это – израильский фильм. В Израиле делается ежегодно (в последние годы) по пять – семь полнометражных лент в год, а в 2003 в процессе съемок находится порядка двадцати (!) фильмов. Израильский синематограф, что поделаешь, не подобен ни французскому, ни русскому, ни даже немецкому, не говоря уже об английском и американском. Он не производит кинолент по типу конвейера на продажу. Это практически не удается. Но следует понимать, что кино, на сегодняшний день, это зеркало народа, его создающего (уважаемый Нахман Ингбар, один из влиятельнейших кинокритиков Израиля, простите меня за плагиат), а народ, который не смотрится в это зеркало, не способен на самокритику. Зеркало это, оно ведь еще и «волшебное», оно сохранит это изображение в пользу истории, для будущих поколений.

    Говоря о том, что происходит сейчас на кинопоприще в Израиле, нельзя не упомянуть два фильма, которые заставили говорить о себе и о нашем синематографе во всем мире. «Запоздалая свадьба» режиссера Довера Козошвили, «грузинского» еврея, не только с огромным успехом обошла практически все кинотеатры страны, фильм до сих пор «катается» по миру и собирает аншлаги. Фильм, который описывает быт и традиции грузинско-еврейской общины где-то там в Ор-Иегуде, оказался интересным и «смотрибельным» в десятках стран света. Фильм побывал в Каннах, претендовал в номинацию «Оскара». А в этом году Довер послал на фестиваль в Каннах свой следующий фильм. В Израиле его премьера, кстати, намечена где-то на июль, на фестивале «Волгин» в Иерусалиме.

    «Сломанные крылья» Нира Бергмана занял, то ли первое, то ли одно из призовых (простите за неведение) мест на Токийском фестивале, получил несколько других номинаций. И тоже торжественно шествует по миру.

    На мой взгляд – секрет успеха этих фильмов в том, что они заняли свою «нишу», не пытаясь подражать кассовым блокбастерам Голливуда с их эффектами, звездами и «накатанными» сценариями. Чего там лукавить, Голливуд все равно сделает эффекты круче, пригласит звезд поизвестней, декорации выполнит в гораздо более внушительных размерах. Потому что у них деньги есть! И большие. Но талант не всегда равен деньгам, и наоборот тоже верно. Странам (и наша страна не единственная в этом роде) с малым кинобюджетом остается делать кино на локейшнах (то есть на «натуре», не строя декорации, а пользуясь существующими квартирами, садами, парками и т.д.), зачастую – драмы или комедии, с национальным колоритом. Иногда – на видео вместо кинопленки (многие заблуждаются, думают, что эра кинопленки прошла. Не-а, не прошла! Видео еще «пилить и пилить» до возможностей кинопленок). Так происходит в Дании, в Ирландии, в Югославии, в Новой Зеландии, в Аргентине... Пусть бюджеты не всегда мизерные, но и не огромные.

    Теперь касательно вопроса – с чего живут люди. Прежде всего, с желания делать кино. Есть такое влечение в мире. Многие люди этой профессии в Израиле делают кино не из-за денег, а из-за вот этого желания. Ведь кино, это тоже искусство. Или, скорее даже, кино – это Искусство. Только не стоит забывать, что это Очень Дорогое Искусство. Фильмы стоят дорого не только из-за зарплат актеров и съемочной группы, прежде всего из-за накладных расходов на кинопленку, оборудование, съем студий и помещений, декорации, костюмы, оплата амортизации монтажных комнат, реклама - в конце концов...

    В Израиле кинотворчеством хлеба с маслом не заработаешь. Но на хлеб хватит. В нашей стране есть несколько независимых кинофондов, цель которых поддержать экономически кинопроекты. Приносишь туда сценарий, отстаиваешь его на комиссии, получаешь деньги соответственно смете, идешь делать фильм. Алевай, чтобы все было так просто! Но это – очень примерная схема получения денег. Выбивая из них даже очень мизерную сумму нужно, пардон, харкать кровью и потом...

    Правда, это не значит, что в Израиле все, что выходит на экраны, то шедевр. Вовсе нет. Могу привести такой пример. Привелось мне участвовать в съемках израильского триллера «Жирафы». Фильм с неплохой завязкой, хорошо снят, и вообще неплохо сделан. Но! Не пошел на него зритель. Мое скромное мнение – не было в нем той изюминки, которая бы отличила его, а не дала бы ему характеристику «еще один фильм». И хотя говорят, что продюсеры «выбили» из фондов около $650,000, народ голосовал ногами... Кстати, о продюсерах. Одна из бед израильского кино. Продюсер в Израиле – это бухгалтер. А должен быть – человек творческий. И интересовать его должен фильм, как искусство, а не средство наживы. А таких в Израиле – пальцев одной руки хватит пересчитать. Так что если Вы, читатель, заинтересованы – милости просим!

    К: Как ты попал в эту сферу жизни? Что привлекает в сьемках? Как вы крутитесь в студенческих условиях?


    Сергей: Как я попал в эту сферу? Хочется ответить персонажем Михаила Евдокимова: «Судьба...».А если серьезно... Как любой еврейский ребенок целился (по наводке родителей) в адвокаты. Но всегда любил фотографировать. Познакомился с человеком, который тоже любил фотографировать, но хотел стать именно фотографом или кинооператором. Сегодня я учусь на кинооператора, а он в США на юриста. Судьба!...

    Режиссуру сам я не жалую, хотя очень уважаю режиссеров и сценаристов. Наверное потому, что сам не умею писать сценарии и не могу пересилить себя и давать указания актерам. Я предпочитаю снимать. Когда мой глаз окунается в глазок кино- или видеокамеры, я ощущаю, что – вот он, мой мир!

    Сегодня я заканчиваю четвертый год на факультете кино и телевидения Тель-Авивского университета. В моей фильмографии есть уже несколько фильмов, которые «покатались» по студенческим фестивалям по миру. Еще один будет показан в рамках уже упомянутого фестиваля «Волгин» в Иерусалиме в июле. Пусть пока что это – короткометражки и одна теледрама, но «лиха беда – начало» . Я не знаю, как это действует в других школах кино в Израиле (которых, кстати, тринадцать!), у нас в универе это так: на первом году ты занимаешься, в основном, теорией и историей кино. Есть несколько «упражнений», но выполняются они «кустарным» методом, на домашнем видео. В конце первого года студенты проходят комиссию и делятся на три группы: Практическое направление («Афака»), Сценаристика и Теоретика. Сценаристы учаться правильно писать хорошие (!) сценарии, теоретики пытают свои силы в кинокритике и прочая, «Афака» делает фильмы. Так как я на «Афаке», то расскажу про нее. На втором году мы начали познавать оборудование. Кинопленки и кинокамеры, студии и телетрансляции, монтажные столы и монтажные компьютеры, освещение... Есть у нас склад оборудования, пусть не самый современный, но... Зато готовит к трудным будням в этой профессии J. Первый семестр второго года – нужно подать работу – сцену длинной 3-5 минут. Кто снимает, кто режиссирует, кто монтирует. Летом второго года снимаем короткометражный фильм – 10-20 минут.Университет субсидирует часть расходов, кроме того можно потренироваться – подать сценарий «как взрослый» на разные студенческие, и не только студенческие фонды. Есть фонды дающие стипендии для учащихся художественных профессий. Эти фильмы можно уже посылать на фестивали (если они того, конечно, стоят). Можно попробовать продать фильм на телевидение, хотя это довольно сложно. Пока что только Второй канал (точнее, Второе управление по телевидению и радиовещанию – Второй и Десятый каналы) имеет фонд для студенческих работ. Бывает кое-что попадает на Первый канал и Киноканал (4-ый на кабельном). Не смотря на обилие «русских» студентов в этой отрасли, «Израиль Плюс Мы Здесь ЖивЬем» не участвует в этом празднике жизни. А жаль. Хотя там работает несколько воспитанников нашего факультета. Университет посылает лучших режиссеров и прочая своими представителями на разные фестивали со своими фильмами. Хаим Табакман и Айя Сомех попали со своими фильмами на Каннский студенческий фестиваль. Фильм «Эпиляция воском - это больно» занял второе место в Мюнхене... Несколько месяцев тому мой хороший друг и талантливый режиссер, с которым - мне повезло – я много работал, Евгений Руман, побывал (за счет фестиваля, если не ошибаюсь) в Хельсинки. Есть также разные Мастер Классы (своего рода съезды повышения квалификации по разным отраслям) в разных странах. Для примера – в этом году я должен поехать в Будапешт на такой Мастер Класс от Kodak (www.filmacademy.hu/dop.htm). Так что это еще и возможность посмотреть мир... Если твои фильмы, конечно, попадают на фестивали. Можно покататься и по Израилю или попасть на телевидение... Фильм еще одного моего друга, Леонида Прудовского, прошел на фестиваль «Волгин», другая его работа попала на конкурс любительских фильмов на Первый канал. Одно время по Киноканалу крутили фильм Янива Бермана «Моя последняя новелла» - тоже студент нашего факультета.

    Третий год посвящается дипломной работе. Задача: сделать пусть не полнометражный, но уже серьезный фильм (20-50 минут) по всем законам жанра, рынка и кино. Сразу оговорюсь. Нормально учиться (а ведь есть еще и теоретические курсы) и снимать параллельно практически очень трудно. Поэтому получение степени (Бакалавр Изящных Наук, B.f.A) растягивается на период больший, чем три года.

    К: Какие перспективы есть у израильских актеров?

    Сергей: Хороший вопрос. Многое зависит от таланта и умения самого актера, а не его места проживания. Актер начинает зачастую с курсов актерского мастерства или театральных курсов. Некоторые сразу пробиваются, но это единицы. Актер практически всегда имеет своего агента. Но для того, чтобы агент мог «предложить» актера какому-то проекту, актер должен наработать себе портфолио, сборник работ. Хороший полигон для актеров – это мы, студенческие фильмы. Поэтому с нами (и с другими школами кино) сотрудничают многие преподаватели курсов, иногда даже проводятся совместные занятия, наши ребята режиссируют актеров этих курсов в своих упражнениях, что полезно и тем, и другим. Кстати сказать, так получилось, что я один из тех, кто ведет базу данных для наших студентов по актерам, которые заинтересованы или согласны играть в студенческих фильмах. Так что, если ты, читатель или читательница, считаешь себя актером, милости просим к нам.

    Но у актеров некоторых, особенно театральных курсов, потом есть один большой недостаток, который очень трудно из них «выбить» при режиссуре. Так как игра в кадре и на театральной сцене имеет различия (я бы даже сказал – серьезные), театральным актерам иногда сложно перестроиться. Приходится делать репетицию за репетицией, дубль за дублем. Это отнимает время, а значит, к сожалению, и деньги, и нервы. Как объяснить этот недостаток... Ну например. Я специально утрирую для примера. Театральный актер фразу «Который час?» произносит с Шекспировской интонацией «Быть или не быть?». Когда ты видишь его на сцене во-о-о-от таким вот махоньким, куда ни шло. А когда ты видишь его при этом крупным планом на весь шестиметровый экран? Держи животик. Поэтому, по примеру некоторых режиссеров, таких, как режиссер Новой Волны Брессон, некоторые предпочитают театральным актерам либо непрофессиональных актеров, либо вообще – моделей. Иногда требуется просто нахождение человека в кадре, а монтаж, свет, угол съемки, декорации, мизансцена (расположение предметов и актеров на сцене или на съемочной площадке) создадут ту драму, которая необходима. И бывает что модели и непрофессионалы это делают лучше и быстрее, чем актеры, которым в течении месяцев вбивалась театральная дикция. Не надо огульно охаивать всех актеров, но так как мы говорим не о самых, что ни на есть профессионалах, то...

    Мы не платим актерам за работу. Даже звездам. Мне пришлось снимать такого известного в Израиле актера, как Гиди Гов. Он отработал не самый легкий день съемок в его жизни с нами, но не взял ни агоры. Все когда-то были молодыми и знают, что это такое. Актер, дерущий деньги со студента, это, видимо, отчаявшийся актер. Все в этих фильмах работают «на шару». Деньги уходят только на то, что необходимо – пленка или видеокассеты, перевозки оборудования, аренда помещений (если необходимо, зачастую снимаем у кого-то в доме), обеды, ведь съемочный день длится двенадцать часов. Иногда – больше. На все остальное денег не остается. С другой стороны, начинающий актер получает шанс. Он получает в конце проекта видеокассету, можно – плюс фотографии. У него уже есть чем помахать перед носом агента, когда приходишь к нему записываться. А агенту уже есть чем помахать перед носом режиссера проекта, который согласен платить актеру деньги. Ведь агент получает процент от сделки «режиссер – актер». Он -заинтересованное лицо. Потом – еще одну кассету, потом – еще. Так потихоньку тебя узнают, ведь даже на студенческие фестивали приходят профессионалы, иногда из любопытства, иногда – в поиске... Так что для начинающего актера студенческий фильм – это своего рода бартер, ты – мне, я – тебе.

    На мой взгляд это надежнее, чем делать «буки» (портфолио) в разных агентствах за четыре тысячи шекелей. Я уже не говорю о том, что многие агентства – это вообще шарлатаны, которые наживаются на молодых, плохо знающих законы отрасли, ребятах. Нету в этой отрасли Феи – доброй Волшебницы. Любой успех – это тяжелая работа, и не только непосредственно на сцене или перед камерой. Это еще и работа зубами, локтями и когтями в условиях жуткой конкуренции. Если агентство в вас заинтересовано, оно сделает «бук» вам за свой счет. Если оно предлагает вам оплатить работу, это значит, что оно не видит (пока) возможности вернуть себе свой вклад в вас, а значит, не надейтесь на то, что оно сильно будет стараться. Ведь вы оплатили его расходы с излишком. Повезет – вас заметят на какой-то запыленной полке, не повезет, при первой же уборке ваш «бук» уйдет в корзину для бумаг. Так что покупаться и платить кому-то за такое продвижение не нужно, нужно просто искать связи, а их есть у нас. Уверен, что фотографы ФотоКлуба с удовольствием сделают Вам портфолио не за четыре тысячи, а за за гораздо меньшую сумму, или бесплатно. Все дело в фантазии. А портфолио можно снять и «мыльницей» - карманным фотоаппаратом. А если вы хотите в кино играть, начните со студенческих фильмов. На худой конец, Вы потеряете свободный день, зато получите кучу впечатлений, поймете, как работает эта отрасль, воплотите Вашу давнюю мечту, покажете детям когда-то фильм в котором Вы снимались, да мало ли что еще...

    К: Как пишутся и отбераются в израиле сценарии?

    Сергей: Я так понимаю, что вопрос о комиссиях в фондах. В комиссиях сидят люди этой профессии и читают сценарии. Потом на совещаниях сценарии обсуждаются и принимается решение. Какой-то сценарий получит полную запрашиваемую сумму, какой-то получит субсидирование частично, какой-то вообще не получит ничего. Но так как фондов несколько, а сидят в них люди разные, то скорей всего где-то что-то можно получить. Кроме того, есть «целевые» фонды, например фонд для сценариев, тема которых – представление различных культур Израиля и мира.

    Сценарий должен отвечать некоторым техническим требованиям – есть определенные правила форматирования текста при написании сценария. И оно понятно, когда садишься читать десятки, а то и сотни сценариев, если каждый будет написан как попало, в голове будет полная «каша». А ведь надо принимать решения. Поэтому есть правила. Для тех, кто пишет, или хочет попытаться написать сценарий – поищите в Сети сценарии и посмотрите, как они написаны. Лучше те, которые написаны по-английски. Потому что здесь правила заимствованы «оттуда». Не путать, однако, сценарии с рассказами, прозой. Братья Стругатские написали книгу «Пикник на обочине», а сценарий по этой книге для фильма «Сталкер» Тарковского они писали с режиссером. Получились практически две разные вещи.

    У нас на сценаристике ребята пишут сценарии. Проблема, что их не всегда интересует, сможем ли мы, их соседи, так сказать, по парте, «поднять» эти сценарии. Например, в бюджетном плане. Да и если быть абсолютно откровенным, до недавнего времени наши два направления жили, несколько независимо друг от друга. Поэтому, и не только поэтому, но большинство режиссеров сами писали себе сценарии. Но, например, среди той «команды» в которой я работаю, режиссеров - сценаристов мало. А среди «русских» картина еще хуже. Так что, если кто пишет, присылайте нам свои рассказы, а может, даже и сценарии, кто знает, может быть среди наших режиссеров (можно и на русском, у нас есть, как Вы уже поняли и русские студенты-режиссеры) найдется тот, кто захочет поставить Ваш сценарий или адаптировать к экрану Ваш рассказ. Если дело пойдет, то может, будут и фонды, а значит, может быть, и деньги. А если не деньги – то фильм по Вашей Музе, по Вашему труду, сотрудничество с молодым, но талантливым режиссером, еще один этап творчества... А значит, как говорит Конунг, не умрет Ваш труд на дне компьютерной папки.

    К: Какое будущее ты видишь у кино в Израиле?

    Сергей: Розовое. Есть талантливые люди, сама отрасль дешевеет, а значит, становится доступней. Может, благодаря этой статье в эту отрасль вольются новые таланты. Есть у нас один преподаватель, д-р Шимон Каган, так он вообще утверждает, что будущее израильского кино за репатриантами, особенно за русскими. А другие преподаватели ласково называют нас «русской мафией» только за то, что мы собравшись вместе получаем каким-то образом неплохой, а главное, немножко другой, нестандартный, а значит – интересный результат. Это не значит, что мы не работаем с сабрами, или, скажем, с аргентинцами. Мы не делим наш факультет по такому принципу. Но когда хочется сделать что-то... другое, легче работать с «русскими», понимаешь друг друга, что ли, лучше? Ментальность? Черт его знает. Но факт. А вообще, в Израиле есть много талантливых людей этой профессии. Поэтому я оптимистичен. Осталось только надеяться, что те, от кого зависит эта отрасль, те кто принимают решения, начнут понимать хоть что-то в ней. А то так и будем разбазаривать таланты.

    К: Сережа, есть что-нибудь, что бы ты хотел бы добавить к написанному?

    Сергей: Теперь, после прочтения этой статьи, если у вас появились вопросы, отзывы или предложения, пишите нам - для этого кликните внизу "письмо автору". А так же приглашаем навестить нас в Тель-Авивском университете, факультет кино и телевидения, здание Мексико, первый этаж. А всем остальным, огромное спасибо за внимание, за то, что дочитали это интервью до конца (значит, Вас действительно интересует эта тема). Удачи Вам во всем и мира. Будьте здоровы.

    Конунг, 14-06-03

    Источник:Cosa Nostra 
    URL:http://www.nashedelo.co.il
    Просмотров:8569 

    Оставить комментарий Обсудить на форуме

    Имя: Cinema
    Сергей молодец, хорошее интервью. Жалко поздно натолкнулся.
    11-03-05, Птн, 23:18:24


    Имя: olga
    Очень интересная статья.А скажите, Вы работаете с непрофесиональными актерами?Те которые имеют большое желание,но не имеют образования в данной сфере?
    10-10-06, Втр, 09:44:58


    Оставить комментарий Обсудить на форуме


    Поиск по сайту ?